Юридические лица
В отличие от прежнего КоАП РСФСР действующий Кодекс об административных правонарушениях (2001 г.) содержит дополнительный виновный субъект - юридическое лицо.
В соответствии со ст. 48 ГК РФ юридическим лицом признается организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. Кроме того, юридические лица должны иметь самостоятельный баланс или смету.
Правовое положение юридических лиц регулируют следующие федеральные законы:
Федеральный закон от 26 декабря 1995 г. N 208-ФЗ "Об акционерных обществах" - открытые и закрытые акционерные общества;
Федеральный закон от 8 февраля 1998 г. N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" - общества с ограниченной ответственностью;
Федеральный закон от 14 ноября 2002 г. N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" - государственные унитарные предприятия и казенные предприятия;
Федеральный закон от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" - некоммерческие организации (некоммерческие партнерства, фонды, учреждения и т.д.);
Федеральный закон от 19 мая 1995 г. N 82-ФЗ "Об общественных объединениях" - общественные объединения;
иные нормативно-правовые акты.
В связи с этим при применении к юридическим лицам административно-правовых санкций необходимо учитывать их правовой статус в соответствии с федеральным и региональным законодательством, так как любая организационно-правовая форма предполагает различия в правовом положении определенного юридического лица в РФ.
Часть 2 ст. 2.1 КоАП РФ устанавливает, что юридическое лицо может быть признано виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у организации имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта РФ предусмотрена административная ответственность, но данным юридическим лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В данном случае одновременно возникает и дополнительный (смежный) субъект - должностное лицо данного юридического лица, ответственное за осуществление определенных функций. Это означает, что привлечение должностного лица организации к административной ответственности не освобождает от нее соответствующее юридическое лицо и, наоборот, наложение административного штрафа на юридическое лицо не является основанием для оправдания виновного должностного лица и для назначения ему наказания.
В силу ч. 1 ст. 1.4 КоАП РФ юридические лица подлежат административной ответственности независимо от места нахождения, организационно-правовых форм, подчиненности, а также других обстоятельств.
Необходимо отметить, что, согласно ч. 3 ст. 1.7 КоАП РФ, производство по делу об административном правонарушении осуществляется на основании закона, действующего во время производства по данному делу.
Таким образом, для лиц, виновных в совершении административного правонарушения установлены дополнительные гарантии, а у государственных органов, компетентных рассматривать дела об административных правонарушениях, ограничена дееспособность по применению в отношении виновных более сурового наказания или использованию более трудоемкого процессуального законодательства.
Часть 2 ст. 2.10 КоАП РФ определяет, что, если в статьях разд. I, III-V КоАП РФ не указано, что установленные данными статьями нормы применяются только к физическому лицу или только к юридическому лицу, данные нормы в равной мере действуют в отношении и физического, и юридического лица, за исключением случаев, если по смыслу данные нормы относятся и могут быть применены только к физическому лицу.
В дальнейшем административные нормы ст. 2.10 КоАП РФ корреспондируют к ГК РФ в отношении реорганизации юридических лиц в соответствии с действующим гражданским и налоговым законодательством.
Так, третья часть названной статьи предусматривает, что при слиянии нескольких юридических лиц к административной ответственности за совершение административного правонарушения привлекается вновь возникшее юридическое лицо. Согласно п. 1 ст. 58 ГК РФ при слиянии юридических лиц права и обязанности каждого из них переходят к вновь возникшему юридическому лицу в соответствии с передаточным актом. Следовательно, российское законодательство во избежание разночтений между требованиями административного и гражданского права и ухода от ответственности юридического лица, виновного в совершении административного правонарушения, воспроизвело в КоАП РФ смысловую нагрузку гражданско-правовых норм (по аналогии с правовыми нормами Гражданского, Земельного и Водного кодексов РФ).
Похожие работы:
- Юридические лица: понятие, виды. Правоспособность и дееспособность юридического лица
Юридическое лицо - организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от свое...
- Юридические лица
Юридические лица могут быть призваны к наследованию только по завещанию, при условии, что они существовали на день открытия наследства.
В период действия прежнего законодательства, когда в качестве в...
- Юридические лица
Еще со времен Законов XII Таблиц в имущественных отношениях наряду с физическими лицами участвовали и организации (объединения), определенным образом организованные и располагавшие обособленным имущес...
- Юридические лица
В отличие от прежнего КоАП РСФСР действующий Кодекс об административных правонарушениях (2001 г.) содержит дополнительный виновный субъект - юридическое лицо.
В соответствии со ст. 48 ГК РФ юридическ...
- Юридические лица — субъекты авторского права
Юридическое лицо осуществляет деятельность, предусмотренную учредительными документами, и несет связанные с этой деятельностью обязанности (ст. 49 ГК РФ).
Так, например, обязательство ликвидированног...